Рис. 3. Графическое изображение задачи из примера №2
Изобразим площадь поля отрезком. Выясняем, что обозначает дробь
. Замечаем, что 10 га составляют 2 части, и находим, сколько составляет 1 часть.
10 / 2 = 5 (га) – составляет одна часть.
Так как все поле составляет 5 частей, находим площадь поля.
5*5 = 25 (га) – площадь поля.
Ответ: 25 га.
Пример №3. Около дома стояло 7 машин. Из них – 2 белые. Какую часть всех машин составляют белые?
![]()
Рис. 4. Графическое изображение задачи из примера №3
Одна машина составляет
всех машин, а так как белых 2, то белые составляют
.
На основе этой задачи нужно отработать такие вопросы: Какую часть составляют 15 мин. от часа? Какую часть составляют 300 г? От килограмма? - и т.д.
Пример №4. Пионерский отряд решил собрать 12 кг макулатуры, собрал
этого количества. Сколько килограммов собрал отряд?
Рис. 5. Графическое изображение задачи из примера №4
В процессе решения задач нужно отметить, что плановое задание всегда принимается за 1 и поэтому 12 кг принимаем как
. Но так как учащиеся собрали
, то изображенный отрезок продолжим еще на
. Далее идет решение задачи обычным способом.
На основе опорных чертежей можно решать и более сложные задачи.
Пример №5. Покупатель израсходовал в первом магазине
всех денег, а во втором -
остатка. Сколько денег у него было, если во втором он израсходовал 60 рублей?
Решая эту задачу, нужно учитывать, что мы находим часть числа не от одной суммы, и поэтому чертеж следует дополнить.
Решая подобные задачи, учащиеся должны постоянно работать с чертежом.

Рис. 6. Графическое изображение задачи из примера №5
Объяснение
.
Так как 60 рублей составляют
остатка, то найдем, сколько составляет 1 часть остатка.
60 / 3 = 20 (руб.) – составляет 1 часть остатка
Весь остаток составляет пять таких частей. Найдем остаток.
20*5 = 100 (руб.) – остаток после первого магазина
Полученное число 100 ставим в верхней части чертежа.
Замечаем, что 100 рублей составляет лишь 5 частей всех денег, так как по условию частей 7, а в первом магазине покупатель израсходовал 2.
7 – 2 = 5 (частей) – составляют 100 рублей.
Найдем, сколько составляет 1 часть всех денег.
100 / 5 = 20 (руб.) – составляет 1 часть всех денег.
Так как все деньги составляют 7 частей, найдем их количество.
20*7 = 140 (руб.) – было у покупателя.
При устном счете учащиеся должны уметь составлять задачи по готовым чертежам. Например (рис 7.):
Актуально о образовании:
Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения
химии
Создание методики формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии предполагало определение общего уровня знаний учащихся о понятии «вещество» и «система». Под «системой» большинство учащихся понимает «совокупность частей, элементов, органов» и др. При этом ими не учитываютс ...
Путешествие в мир веществ
Вступительное слово Учитель. Вы пришли в необычный кабинет (подчеркнуть необычность кабинета, показать таблицы, химическую посуду, склянки с химическими реактивами и т.п.). В этом кабинете происходят таинственные вещи. Прежде чем показать вам интересные опыты, мы выясним, чем же занимаются в этом к ...
Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. П ...