Речь и общение как коммуникация

Страница 2

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

«Дискуссия» - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.

«Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

«Полемика» - Разновидность спора, отличающаяся тем, что ос­новные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией полемика является одной из наиболее распростра­нённых форм спора.

В заключение хотелось бы отметить некоторые данные исследований проводившиеся со студентами.

Результаты исследования техники общения позволили отметить, что у преимущественного большинства студентов 4 курса на среднем уровне развития находятся:

способность длительное время поддерживать разговор; понимание чувств и намерений другого человека;

умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других; умение выйти из общения, не обижая других; приветливость; тактичность; умение точно и ясно высказывать свои мысли; мимическая подвижность лица; соответствие мимики ситуации; умение одеваться в соответствии с ситуацией; умение при желании включиться в начатую другими работу.

У преимущественного большинства студентов 1 курса на среднем уровне развития находятся значительно меньшее количество показателей коммуникативных умений - это: способность длительное время поддерживать разговор; тактичность; умение при желании включиться в начатую другими работу. Все остальные показатели у студентов - первокурсников находятся на низком уровне развития. В ходе проведения обучающих уроков, уровень развития студентов выявлен по большинству показателей коммуникативных умений, таких как: умение начать разговор, найти общую тему;

понимание чувств и намерений другого человека;

умение выслушать собеседника; умение выйти из общения, не обижая других; приветливость;

тактичность;

соответствие мимики ситуации;

умение одеваться в соответствии с ситуацией; соответствие интонации речи ее смыслу;

умение при желании включиться в начатую другими работу.

В проводимых исследованиях выявлено незначительное количество студентов с низким уровнем развития показателей коммуникативных умений.

Политбой предполагает столкновение людей с противоположными идеологическими взглядами и установками, т.е. по сути он представляет собой полемику. Задача политбоя - столкнуть в споре стороны, стоящие на принципиально разных позициях.

Цель игры - формирование навыков и умений ведения полемики, оказание помощи во владении культурой спора и совершенствовании полемического мастерства.

Деловая игра проводится в четыре этапа. В ней принимают участие преподаватели и учащиеся одного или двух классов. На разных этапах игры они выполняют определенные роли: организатора, руководителя, участника политбоя, специалиста по теме, специалиста по логике, специалиста по культуре спора, специалиста по культуре речи, критика.

Первый этап является организационным. На консультации рассказывается о назначении и цели игры, о порядке её проведения, задачах участников игры, о методике подготовки к политбою. Выделяется группа организаторов, выбирается её лидер. Участники деловой игры определяют тему предстоящей полемики. Для обсуждения рекомендуется брать наиболее актуальные и острые проблемы современности, вызывающие интерес у присутствующих. Участники политбоя делятся на две группы, представляющие различные общественные и позиции. Моделируется ситуация общения.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Образовательная реформа Петра Великого
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называе ...

Понятие межличностных отношений в группах и коллективах
Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая че ...

Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы соз ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru