Речь и общение как коммуникация

Страница 2

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

«Дискуссия» - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.

«Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

«Полемика» - Разновидность спора, отличающаяся тем, что ос­новные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией полемика является одной из наиболее распростра­нённых форм спора.

В заключение хотелось бы отметить некоторые данные исследований проводившиеся со студентами.

Результаты исследования техники общения позволили отметить, что у преимущественного большинства студентов 4 курса на среднем уровне развития находятся:

способность длительное время поддерживать разговор; понимание чувств и намерений другого человека;

умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других; умение выйти из общения, не обижая других; приветливость; тактичность; умение точно и ясно высказывать свои мысли; мимическая подвижность лица; соответствие мимики ситуации; умение одеваться в соответствии с ситуацией; умение при желании включиться в начатую другими работу.

У преимущественного большинства студентов 1 курса на среднем уровне развития находятся значительно меньшее количество показателей коммуникативных умений - это: способность длительное время поддерживать разговор; тактичность; умение при желании включиться в начатую другими работу. Все остальные показатели у студентов - первокурсников находятся на низком уровне развития. В ходе проведения обучающих уроков, уровень развития студентов выявлен по большинству показателей коммуникативных умений, таких как: умение начать разговор, найти общую тему;

понимание чувств и намерений другого человека;

умение выслушать собеседника; умение выйти из общения, не обижая других; приветливость;

тактичность;

соответствие мимики ситуации;

умение одеваться в соответствии с ситуацией; соответствие интонации речи ее смыслу;

умение при желании включиться в начатую другими работу.

В проводимых исследованиях выявлено незначительное количество студентов с низким уровнем развития показателей коммуникативных умений.

Политбой предполагает столкновение людей с противоположными идеологическими взглядами и установками, т.е. по сути он представляет собой полемику. Задача политбоя - столкнуть в споре стороны, стоящие на принципиально разных позициях.

Цель игры - формирование навыков и умений ведения полемики, оказание помощи во владении культурой спора и совершенствовании полемического мастерства.

Деловая игра проводится в четыре этапа. В ней принимают участие преподаватели и учащиеся одного или двух классов. На разных этапах игры они выполняют определенные роли: организатора, руководителя, участника политбоя, специалиста по теме, специалиста по логике, специалиста по культуре спора, специалиста по культуре речи, критика.

Первый этап является организационным. На консультации рассказывается о назначении и цели игры, о порядке её проведения, задачах участников игры, о методике подготовки к политбою. Выделяется группа организаторов, выбирается её лидер. Участники деловой игры определяют тему предстоящей полемики. Для обсуждения рекомендуется брать наиболее актуальные и острые проблемы современности, вызывающие интерес у присутствующих. Участники политбоя делятся на две группы, представляющие различные общественные и позиции. Моделируется ситуация общения.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Исследование межличностных отношений младших школьников
Задачами нашего исследования являются: 4. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения». 5. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника. 6. Выявление социометрического статуса младших школьников. Диагностировать структуру межличностных взаим ...

Формы организации учебной деятельности на уроке
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая ...

Речь и общение как коммуникация
В этой главе я хотела бы сказать всего лишь несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как беседа, разговор, спор, и менее распространенных - полемике, дебатах, дискуссии. Подлинное, искреннее общение не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддержи ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru