Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

Новое о образовании » Физическое воспитание ребенка-инвалида » Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

Страница 2

Говоря о роли родителей в формировании «защитных способов реагирования» ребенка, выделяют обычно два модуса отношений. Одни даже в условиях очень тяжелого состояния ребенка находят в себе силы оптимистического настроя себя и больного, что способствует снятию некоторых травмирующих воздействий болезни. Другие родители не в силах сдерживать себя, и их поведение провоцирует появление патохарактерологических реакций у больного.

Данные медицинских наблюдений за больными с онкологической патологией подтверждают, что принципиальным фактором в приспособлении к ситуации является семейная поддержка.

Американская исследовательница Кеннет Теркельсен в своей концепции «трех уровней вовлечения» описывает типичные ситуации в семье больного.

Первый уровень обычно представляет один человек, и это, как правило, бывает мать. С ней чаще ребенок общается, делится впечатлениями. Жизнь матери полностью сосредотачивается на больном. Если больной в той или иной мере обрывает связь с внешним миром (в виде аутичной или агрессивной реакции), именно она становится связующим звеном между ним и миром. Она чаще других задает вопрос, что именно могло вызвать болезнь, читает медицинские статьи, посещает врача и общается с семьями других больных. На нее же обрушиваются обвинения окружающих, недовольных нарушениями в поведении больного. Больше других членов семьи она страдает от всех колебаний и перепадов болезни, от любого ослабления и усиления симптомов. Ее жизнь-это непрерывный поток дел, связанных с больным, все ее мысли - о том, что было сделано и что еще должно быть сделано.

Второй уровень ― это члены семьи, которые менее участвуют в повседневной опеке. Они не оставляют своих дел, они продолжают работать или учиться, у них свои проблемы. С одной стороны, события в семье, связанные с больным, не так резко вторгаются в их жизнь. С другой стороны, они очень боятся момента, когда степень неблагополучия больного заставит их прервать свои обычные дела и помогать главному опекуну. Они начинают бояться больного и всего того, что с ним связано, они начинают нуждаться в месте, где они могут отдохнуть от тягостной атмосферы и от чувства вины перед главным опекуном.

Сплоченность семьи оказывается под угрозой, отражаясь, прежде всего, на супружеских отношениях. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность, полное самоотречение и переключение внимания на больного ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта. Если взаимоотношения супругов оставляли желать лучшего, то появление больного ребенка усиливает внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении больного ребенка, отношения становятся напряженными, и часто достаточно одного неосторожного слова врача или родственника, чтобы семья распалась.

Третий уровень – наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, которые знают о проблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако практически не имеют с ним повседневного контакта. У них своя концепция заболевания, своя наивная система объяснения причин происходящего. Они пытаются вносить свои предложения, испытывают чувство беспомощности, когда члены семьи пробуют следовать их советам и из этого ничего не получается. Их представления очень часто сводятся к тому, что причиной болезни были неправильные поступки главного опекуна и членов семьи. В результате и без того сложное положение главного опекуна и членов семьи еще более осложняется, усиливает их чувство вины и беспомощности.

Рождение или появление в семье ребенка-инвалида – то всегда шок и чувство вины, особенно у женщин. Реакция мужчин обратная – отстранение. Уровень разводов в таких семьях выше, чем в иных семьях, ибо отцы не выдерживают непрекращающихся трудностей и уходят из семьи. Женщина зацикливается на болезни ребенка − нет личного счастья. У нее появляется чувство безвыходной ситуации. Развиваются неврозы по истерическому типу, по навязчивому типу.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Понятие «педагогической технологии»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. · Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). · Б. Т. Лихачев дает та ...

Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых
В анализе мышления трудно обойтись без понятий "интеллект" и "интеллектуальные способности". Словом "интеллект" (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей. Существуют различные толкования этого понят ...

Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: · Гуманно-личностный подход к ребенку. · Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. · Концепция воспитания. · Педагогизация окружающей среды. Гуманно-личностный подход Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru