Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
На занятиях с детьми рисованием, лепкой, изобразительной деятельностью осуществляются такие цели как обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно – волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать, трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребёнка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки и лепку, ребёнок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.
В основе методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов.
Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления. Живая натура в её естественном направлении – залог создания детьми выразительного образа.
Одним из важных условий развития творческой деятельности ребёнка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества.
В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребёнка – дошкольника.
Таблица 1.
Имя и возраст ребёнка. |
Признаки и детали неваляшки, включая цвет, количество. |
Количество признаков, изображённых детьми. | |
Рисование по памяти. |
Рисование с натуры. | ||
1. Ксюша К., 6 лет 2. Настя Г., 6 лет 3. Женя К., 6 лет |
Неваляшка состоит из четырёх деталей круглой формы. Голова, туловище побольше головы и две маленькие круглые ручки по бокам туловища. Без ножек. Неваляшка может быть любого цвета, даже разноцветной, в зависимости от фантазии ребёнка. Имеется личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки выделяются кружочками, косынка на голове. |
1. Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы красного цвета, ручки жёлтого. Личико: глазки, носик, ротик. 2. 6 деталей, все круглой формы, голова и туловище красного цвета, ручки и ножки оранжевого цвета. Личико: глазки и ротик. 3. 2 детали круглой формы, оранжевого и синего цвета, равные по форме. Личико: брови, глазки, носик, ротик щёчки. |
1. Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы, жёлтого и красного цвета. Голова больше туловища. Личико: глазки, носик, ротик. 2. 4 детали, все круглой формы, оранжевого и коричневого цвета. Личико: глазки, ротик. 3. 4 детали круглой формы, оранжевого цвета. Личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки. |
Таблица 2.
Имя и возраст ребёнка. |
Количество обращений к неваляшке. |
Сравнительный анализ признаков неваляшки. | ||||||
В начале |
По ходу |
В конце |
Количество признаков, присущих неваляшке. |
Количество признаков, переданных ребёнком | ||||
самостоятельно |
По предложению вос-ля |
самостоятельно |
По предложению вос-ля |
самостоятельно |
По предложению вос-ля | |||
1. Ксюша К., 6 лет |
2 |
1 |
4 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2. Настя Г., 6 лет |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3. Женя К., 6 лет |
1 |
1 |
6 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
Актуально о образовании:
Психологическое представление о нравственных ориентирах
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...
Лингвопсихологический анализ устной речи
Устная речь является ведущим видом языковой деятельности в школе, не только целью обучения, но и эффективным средством владения языком. Требования, предъявляемые к овладению устной речью следующие. С точки зрения владения диалогической речью, учащиеся должны уметь вести беседу, используя вопросы, в ...
Место проблемного обучения в педагогических концепциях
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...