Следующим этапом нашей работы был сбор сведений об уровне развития творческих способностей младших школьников. Мы сделали это, опираясь на данные, полученные в ходе работы с ученическим коллективом 1 класса средней школы №44 г. Краснодара.
Детям предлагался ряд заданий, которые будут описаны ниже, на основе того, как они были выполнены, делался обобщающий вывод.
Методика определения уровня знаний народных промыслов (беседа).
– Здравствуй!
– Хочешь подружиться с ребятами? Зовут их Машенька и Ванечка. Они пришли к тебе в гости из прошлого и жили в то время, когда еще не было всех тех предметов, которые ты привык видеть сейчас.
– Как бы ты одел их?
– Рассмотри одежду. Выбери ту, которая по твоему мнению, больше всего подходит детям, живущим в прошлом.
– Ты видишь, что осталось еще много неукрашенной одежды. Нужно сделать так, чтобы она была красивой. Укрась узором выбранную одежду.
– Сегодня детям надо сходить к двоюродному брату Степану на другой конец села. Он женился, да целое лето дом для своей семеюшки строит. Ох, и дом, чудо дом! Скоро построим. Поможем Степану, молодцу, кудрявому, на все руки умелому! Вот резное крылечко, вот ставни с намечниками и конек.
– Найди детали, которыми нужно украсить дом. Вырежь их. Подумай и расскажи, в какой последовательности выполняется аппликация. Дом раскрась. Помни, что он деревянный. Поэтому приглядись к рисунку, на котором показаны сучки.
– Делай также.
– Славно работали. Спасибо всем за помощь. Теперь можно и к новоселью готовиться. В новый дом нужно много разного добра. Выбери то, что нужно.
– Папа мастерит стол – такой стол, чтобы все гости Степана поместились.
– Пора и стол накрывать. Здесь и гжельская посуда, и золотая Хохлома, и расписные жестовские подносы! Подбери нужный узор к каждому предмету.
– Давайте и мы сделаем подарки к новоселью: веселые расписные дымковские игрушки. Раскрась их, дополни их. Если сможешь, выбери узор, нужный для дымковской игрушки и нанеси его.
– А вот, что можно сказать новоселам: «Хлеб да соль! Счастья вашему дому!»
Методика определения творческих способностей младших школьников.
Для выявления творческих способностей мы использовали следующую методику, предложенную Торрансом Е.П. В основе этой методики лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося контура.
Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контуров изображений. Изображения могут напоминать капли, круги.
Инструктаж ребенка: «Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей. Можно дорисовать фигурам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.»
Время выполнения задания ограничивается – 15–20 минут (в зависимости от общего уровня развития детей).
Главный показатель творчества это количество идей, воспроизводимых ребенком. Подсчитывая их мы обращаем внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым балом. Итоговый результат определяется по таблице, где предварительные данные.
возраст |
низкий |
средний |
высокий |
5–6 лет |
2–3 |
3–4 |
5–6 |
6–7 лет |
3–4 |
4–5 |
5–8 |
Анализируя результаты, полученные в процессе проведения диагностической методики, мы пришли к следующим выводам.
Больше половины ученического коллектива не имеют представления о народной культуре, элементах ее составляющих, ее роли в жизни народа, которые можно было сделать, опираясь не столько на реальные знания, сколько на догадку, сделано более 55%, то все остальные задания, подразумевающие сформированность прочных знаний, умений и навыков в данной сфере, вызвали затруднение.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что знания детей носят избирательный характер, представления о предмете нас интересующим не точно, либо их нет вообще.
Актуально о образовании:
Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки
Последователь Штайнера, вальдорфский учитель Ф. Карлгрен подчёркивал, что для подхода к сложным задачам воспитания вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе - к антропософскому познанию человека. Доклад, с которым Штайнер выступал в различных населённых пунктах Германии в 19 ...
Исследование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и
анализ полученных результатов
недоразвитие речь дошкольник письмо коррекционный Методика оценки графо-моторных функций по М.М. Безруких оказалась достаточно сложным заданием для дошкольников. Отмечались следующие ошибки учеников экспериментальной группы. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или ...
Формирование познавательного интереса в обучении
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия? ” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вклады ...