Констатирующий этап эксперимента: описание диагностических методик по определению уровня творческих способностей младших школьников

Новое о образовании » Организация уроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов для развития творческих способностей младших школьников » Констатирующий этап эксперимента: описание диагностических методик по определению уровня творческих способностей младших школьников

Следующим этапом нашей работы был сбор сведений об уровне развития творческих способностей младших школьников. Мы сделали это, опираясь на данные, полученные в ходе работы с ученическим коллективом 1 класса средней школы №44 г. Краснодара.

Детям предлагался ряд заданий, которые будут описаны ниже, на основе того, как они были выполнены, делался обобщающий вывод.

Методика определения уровня знаний народных промыслов (беседа).

– Здравствуй!

– Хочешь подружиться с ребятами? Зовут их Машенька и Ванечка. Они пришли к тебе в гости из прошлого и жили в то время, когда еще не было всех тех предметов, которые ты привык видеть сейчас.

– Как бы ты одел их?

– Рассмотри одежду. Выбери ту, которая по твоему мнению, больше всего подходит детям, живущим в прошлом.

– Ты видишь, что осталось еще много неукрашенной одежды. Нужно сделать так, чтобы она была красивой. Укрась узором выбранную одежду.

– Сегодня детям надо сходить к двоюродному брату Степану на другой конец села. Он женился, да целое лето дом для своей семеюшки строит. Ох, и дом, чудо дом! Скоро построим. Поможем Степану, молодцу, кудрявому, на все руки умелому! Вот резное крылечко, вот ставни с намечниками и конек.

– Найди детали, которыми нужно украсить дом. Вырежь их. Подумай и расскажи, в какой последовательности выполняется аппликация. Дом раскрась. Помни, что он деревянный. Поэтому приглядись к рисунку, на котором показаны сучки.

– Делай также.

– Славно работали. Спасибо всем за помощь. Теперь можно и к новоселью готовиться. В новый дом нужно много разного добра. Выбери то, что нужно.

– Папа мастерит стол – такой стол, чтобы все гости Степана поместились.

– Пора и стол накрывать. Здесь и гжельская посуда, и золотая Хохлома, и расписные жестовские подносы! Подбери нужный узор к каждому предмету.

– Давайте и мы сделаем подарки к новоселью: веселые расписные дымковские игрушки. Раскрась их, дополни их. Если сможешь, выбери узор, нужный для дымковской игрушки и нанеси его.

– А вот, что можно сказать новоселам: «Хлеб да соль! Счастья вашему дому!»

Методика определения творческих способностей младших школьников.

Для выявления творческих способностей мы использовали следующую методику, предложенную Торрансом Е.П. В основе этой методики лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося контура.

Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контуров изображений. Изображения могут напоминать капли, круги.

Инструктаж ребенка: «Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей. Можно дорисовать фигурам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.»

Время выполнения задания ограничивается – 15–20 минут (в зависимости от общего уровня развития детей).

Главный показатель творчества это количество идей, воспроизводимых ребенком. Подсчитывая их мы обращаем внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым балом. Итоговый результат определяется по таблице, где предварительные данные.

возраст

низкий

средний

высокий

5–6 лет

2–3

3–4

5–6

6–7 лет

3–4

4–5

5–8

Анализируя результаты, полученные в процессе проведения диагностической методики, мы пришли к следующим выводам.

Больше половины ученического коллектива не имеют представления о народной культуре, элементах ее составляющих, ее роли в жизни народа, которые можно было сделать, опираясь не столько на реальные знания, сколько на догадку, сделано более 55%, то все остальные задания, подразумевающие сформированность прочных знаний, умений и навыков в данной сфере, вызвали затруднение.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что знания детей носят избирательный характер, представления о предмете нас интересующим не точно, либо их нет вообще.


Актуально о образовании:

Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...

Организация процесса исправления
Действенность режимно-воспитательной работы среди осужденных во многом определяется педагогическим опытом сотрудников колонии, гибкостью, умелым и творческим применением существующих форм и методов педагогического влияния на правосознание преступников. Для получения положительных результатов важно ...

Сущность самостоятельной работы студентов
Новые методы обучения основательно и фундаментально готовят студентов к самостоятельной работе не с отдельными параграфами и главами, а по учебному плану в целом, особенно с первоисточниками. Самостоятельная работа в новой методике не самоцель, а средство формирования самостоятельной личности студе ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru