Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников

Новое о образовании » Воспитание этической культуры у младших школьников » Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников

Страница 2

Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, отец просматривая дневник говорит сыну: «Вижу что стал стараться. Я доволен тобой, сын, молодец». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать свое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял не улице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, ты неисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором – у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним – один из правильных этических приемов воспитания этической культуры у младших школьников.

Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.

Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Лучшим подарком должная быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно, если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитании этической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, отец заметил, что сын с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала. Поощрением здесь может быть набор инструментов для обработки природных материалов. Такое поощрение способствует воспитанию у ребенка правильному аккуратному пользованию прибором, развитию фантазии, наблюдательности.

Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является – лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры – это лишения доверия. Так, дочь, ученица 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Родители только подписывали дневник, но вот как-то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда мать в категоричной форме потребовала, чтобы дочь каждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». В этом случае контроль родителей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у девочки: «Могу я больше не просматривать твой дневник». Утвердительный ответ дочери должен восстановить доверие.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности
Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей и поэтому довольно часто рассматривается в специальной литературе. Само понятие «условия» определяется как «обстоятельство, от которого что- ...

Применение мультимедийных ресурсов по физике в практике
Главным этапом классификации мультимедийных ресурсов является определение их по функциональному назначению. На схеме представлена классификация мультимедийных ресурсов по физике. Схема 1 - Классификация мультимедийных ресурсов Возможности каждого вида мультимедийных ресурсов и применение их при обу ...

Анализ диагностических работ «на входе»
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся на примере темы «Таблица умножения». Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса в количестве 29 человек МОУ «Лицей №3». Система Л.Б. Занкова. Учащимся было предложено 4 задания. Познавательные УУД (классификация). Запишит ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru