Проведены два семинара по инициативы Совета Magna Charta Universitatum по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания ЕПВО.
Таблица 3.1
Сравнительная характеристика традиционной и Болонской систем
Традиционная система |
Болонская система |
Основные аспекты | |
Разработка стабильного и долговременного маршрута обучения. Расчленение всего процесса обучения на этапы, закрепления за каждым этапом определенных работников, отвечающих за этот этап. Студент рассматривается как пассивный элемент системы обучения (беспрекословно выполняет указания руководства). |
Ориентация на потребителя — студента, которому дается возможность влиять на процесс своего обучения. Упор на профилактику качества обучения — за объектом оказания услуги — дентом постоянно ведется мониторинг в виде простановки баллов его успеваемости. Требует большой самостоятельности, индивидуальности в работе преподавателя и студента. |
Достоинства | |
Стабильность системы, ее единообразие для всех, она была хорошо отработана. Фундаментальность системы. Процесс производился без сбоев, понятность системы и ее предсказуемость на многие годы вперед. |
Отделение процесса обучения от процесса оценки результатов обучения. Преподаватель проводит занятия, проставляет текущие баллы успеваемости, но окончательную оценку результатов его деятельности выполняет центр по тестированию. Дает большие права студенту, как основному элементу процесса. Способность студента к самостоятельному мышлению. |
Недостатки | |
Контроль по конечному продукту (студент живет от сессии до сессии, про учебники вспоминает за три дня до экзамена ). Воздействие на студентов в основном с помощью репрессивных методов, пассивная роль студента в процессе обучения. |
Понижает фундаментальность получаемых знаний. Частой смены условий работы, что требует больших материальных затрат. |
Проблемой для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса является:
во-первых, определение расходов учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля;
во-вторых, разработка методики расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними.
Кредитно-модульная система должна развиваться в Украине в рамках реализации, в частности, дистанционного образования.
Болонская система в Украине не является полностью внедрённой, не все элементы ее созданы и функционируют, да и отношение к ней неоднозначно, но для Украины, правительство которой постоянно провозглашает стремление к евроинтеграции, пока что альтернативы Болонскому процессу нет.
Вместе с тем участие системы высшего образования Украины в Болонских преобразованиях может быть направлено лишь на ее развитие и обретение новых качественных признаков, а не на потерю лучших традиций, снижения национальных стандартов его качества. Ориентация на Болонский процесс не может приводить к чрезмерной перестройке отечественной системы образования. Наоборот, ее состояние надо глубоко осмыслить, сравнив с европейскими критериями и стандартами и определить возможности ее усовершенствования на новом этапе.
Актуально о образовании:
Аспекты методики изучения основ народных промыслов
на уроках труда
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и и ...
Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей иностранному
языку
Экономический рост и развитие торговых отношений между различными странами выдвигает на первое место вопрос о межнациональном общении. Уже в прошлом столетии многие педагоги задумывались над проблемой обучения детей иностранному языку. Тихеева Е.И. в своей книге «Развитие речи детей» говорит о том, ...