Поэтому в современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее образование.
Система коррекционного развивающего образования - это форма активной медико-психолого-педагогической помощи и сопровождение в системе школьного обучения наиболее уязвимой категории обучающихся - детей риска и детей с задержкой психического развития и, как следствие, с трудностями в социальной адаптации.
Главная цель, которую преследует коррекционно-развивающее образование - создание в условиях общеобразовательной школы, любых других типов школ такой образовательной среды, которая исключала бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность детей делала деятельностью лечебной. Утверждается новое понятие терапия педагогической средой (средовая педагогическая терапия). И в рамках коррекционной педагогики, коррекционно-развивающего образования идет активный поиск ее принципов и правил содержания, форм и методов.
Коррекционно-развивающее образование - сегодня в определенном смысле полигон, где отрабатывается педагогика, известные ценности которой-знания, развитие, духовность - дополнены еще одной приоритетной ценностью - здоровьем ребенка. Сегодня эта педагогика адресуется наиболее нуждающимся в ней детям. Однако по мере отработки ее технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояния риска школьной дезадаптации в развитии детей.
Чтобы создать адекватные условия в обучении для каждого ребенка, переступившего школьный порог, в школе формируются разноуровневые классы, среди которых - классы для детей адекватной или повышенной способностью к восприятию общеобразовательных программ, классы компенсирующего обучения, коррекционные классы. Сначала складывается система организации учебно-воспитательного процесса на основе индивидуального дифференцированного подхода в проведении диагностической, коррекционно-развивающей и оздоровительной работы.
Одна из основных главных задач коррекционно-развивающего образования - охрана и укрепление физического и нервно психического здоровья ребенка - реализуется в школе через систему физкультурно - оздоровительной работы обеспечивающий благоприятный охранительный режим для детей. Успешное освоение школьниками с трудностями в обучении знаний, умений и навыков требует особого внимания учителей и специалистов к решению ряда задач.
Кредо коррекционно-развивающего образования - «не идти вслед за появившейся у ребенка проблемой, а сделать все необходимое для того, чтобы предупредить её на основе знания недостатков и одновременно сильных сторон его развития, создания соответствующих условий, дозирования нагрузки, активной работы по развитию тех школьно-значимых функций, которые оказались в дефиците». При этом источником возникновения ситуаций и состояний риска считаются особенности и качества окружающей ребенка среды, в то время как его индивидуальные особенности развития выступает лишь предпосылками, которые при адекватной организации обучения могут перерасти в школьные неблагополучия. Адаптивность - способность к приспособлению у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств индивида. Отчасти адаптивность обусловлена генетически - особенностями обмена веществ, различием биохимических реакций, метаболической индивидуальностью человека, определяющей разные типы реагирования на стрессовые воздействия.
Физиологические исследования последних десятилетий показывают, что во многом способность ребенка к адаптации определяется структурно - функциональной организацией его мозга. Многие ученые подчеркивают тесную зависимость адаптивности от состояния защитных сил организма в целом, от его бионергитеческого потенциала, от данных природой способностей человека (умственных и физических), определяющих его обучаемости в самом широком смысле.
Актуально о образовании:
Система инженерного образования в США
Вообще, в США принята многоступенчатая система высшего образования, в соответствии с которой обучение делится на несколько циклов. Первый — undergraduate — продолжается четыре года и завершается получением степени бакалавра. Так как первые два года студенты изучают общеобразовательные дисциплины, о ...
Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей
младших школьников
Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта уча ...
Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...