Понятия
Мышление человека происходит посредством репрезентаций, каждое из которых выражается словом или несколькими словами, включающими существенные свойства класса объектов или представлений, которые можно определить как понятия. Собственно эти репрезентации (понятия) являются элементами мышления, различные их сочетания дают возможность переходить от одних мыслей к другим, т.е. протекать процессу мышления в различных его формах.
Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками).
Функции понятий
Какие функции выполняют понятия в процессе мышления? Можно определить несколько функций понятий:
Классификация дает возможность отнести репрезентацию к определенному классу.
Понимание позволяет использовать уже имеющуюся информацию.
Предсказание использует возможность прогнозирования результатов и событий на основе имеющихся знаний.
Рассуждение использует информацию для решения задач и проблем, стоящих перед человеком.
Общение дает возможность передавать свои впечатления.
Когнитивное развитие человека проходит в изучении понятий на продолжении всей его жизни.
Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в понятии, может появиться только в результате переработки ряда наглядных образов, т.е. восприятия и ощущений. Следовательно, для формирования понятий необходима опора на известные по прошлому опыту репрезентации, сравнение которых позволит найти принципиальные отличия одной группы объектов от другой, выделить их и осознать содержание образуемого понятия.
Естественные понятия могут определяться очень четко. Кто-то произносит слово "ягоды" и один человек, сразу представляет клубнику, а другой может, представляет что-то другое, и представляемый образ является для них прототипом.
Большое количество экземпляров данного понятия сходно по качествам с прототипом, но не каждый имеет все его атрибуты, например, мы с трудом воспринимаем арбуз в этом понятии, но он тоже входит в классификацию ягод. Получается, что в данном понятии не только атрибуты прототипа, но и свойства принадлежности к этому понятию.
Хранилище понятий аналогично хранилищам знаний, предусматривает не хаотичное хранение, а систематизированное хранение понятий по классам на определенных "полках" наших "складов" памяти.
Актуально о образовании:
Планирование занятий
При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий учебно-тренировочных групп необходимо реализовать следующие основные положения; · непрерывность и круглогодичность процесса тренировки; · четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам трен ...
Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения восприятия
зрение нарушение младший школьник Целью первого констатирующего экспериментального исследования явилось определение уровня зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Изучить карты полного обследования исследуемых детей, особое внимани ...
Приемы развития творческих способностей младших
школьников
Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила. Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решен ...