Формирование лексической системности

Страница 2

На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5—8 лет Н. В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей.

Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. На этом этапе ребенок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов-реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов (собака — мяч). Лексическая системность не сформирована. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации (собака — лает).

Второй этап. На этом этапе усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются па определенные образы (представления): дом — крыша. На этом этапе имеет место образный, мотивированный характер связей. Семантическое поле еще структурно не организовано, не оформлено.

Третий этап. На этом этапе формируются понятия, процессы классификации. В ассоциативном эксперименте на смену образным связям приходят связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций (дерево - береза, высоко — низко). Происходит дифференциация структуры семантического поля, наиболее характерными отношениями которого являются группировки и противопоставление.

По данным Н. В. Серебряковой, в 7 лет у детей происходит качественный скачок в формировании лексической системности, в организации семантических полей. Это выражается в том, что существенно меняется соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле. Известно, что у взрослого человека в ассоциативном эксперименте имеют место в основном парадигматические ассоциации, что является признаком сформированности семантического поля. У детей пяти—шестилетнего возраста синтагматические реакции преобладают над парадигматическими, они встречаются во много раз чаще. В 7—8 лет, наоборот, парадигматические реакции встречаются гораздо чаще, чем синтагматические. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте начинает формироваться ядро семантического поля.

Таким образом, слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей. По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, упорядочивается.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Конструкция асинхронных двигателей с фазным ротором
Конструкция асинхронной машины с контактными кольцами представлена на рисунке 6. Двигатели этого типа отличаются от короткозамкнутых только устройством ротора. Статор двигателя может иметь те же разновидности конструктивных исполнений, что и в короткозамкнутом двигателе. Статор двигателя по рис. 6 ...

Игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, раз ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетическ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru