Понятие, этапы и критерии исправления

Страница 2

Системный подход к достижению целей наказания требует также установления определенных критериев, которые бы являлись элементами обратной связи в процессе исправительного воздействия и определении его результата.

В уголовном законодательстве прямо не указываются критерии исправления осужденного. В случае досрочного освобождения от уголовной ответственности или наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания или освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью, в законодательстве указываются опосредованные критерии, характеризующие в определенной мере степень исправления осужденного.

Приведенные выше признаки не могут в достаточной мере свидетельствовать о степени исправления, поскольку они нередко вытекают из внешней регуляции поведения лица, вызываемой специфическими условиями его содержания при осуществлении карательно-воспитательного воздействия. Поэтому данные критерии могут существенно не затрагивать внутренний мир осужденного и причинно-мотивационную сферу его деятельности, что именно способно дать определенные гарантии реального прогнозирования характера дальнейшего поведения субъекта.

Пока не будет выявлен мотив его устремления, никто и ничего не может утверждать о степени «исправления», ведь возможен вариант «графа Монте-Кристо», когда человек старается освободиться для того, чтобы рассчитаться с потерпевшим самым изощренным или жестоким образом.

Здесь возникает вопрос о возможности или достоверности «прогнозирования» поведения человека вообще. Сложность человеческой организации не означает невозможность понять его поведение вообще. Человека можно рассматривать как систему, взаимодействующую с внешним миром. Но проблема не только и даже не столько в том, что такие критерии невозможно увидеть в материальной форме или они могут сознательно скрываться субъектом, а в том, что последний нередко и сам не знает первопричин своего поведения, намерения или отношения к жизненным ситуациям или внешнему миру в целом.

При таких обстоятельствах преступное поведение объясняется им самим или правоприменителем чрезвычайно поверхностно, без отражения его внутреннего содержания и действительно истинных побудительных моментом. Примером может служить объяснение убийства или иного преступления «по пьянке», из-за ревности, мести и т.д. В результате не определяются истинные причины и мотивы поведения на стадиях уголовного судопроизводства, а в такой ситуации вряд ли можно ожидать их устранения из дальнейшего поведения в процессе отбытия уголовного наказания (кроме случая личностного роста и самоосознания своего поведения).

Возникает вопрос разделительного критерия мировоззрения и системы ценностей лица, ведущих к правопослушному или преступному поведению индивида. Основополагающим признаком принципиально отличных систем мировоззрения можно считать восприятие мира как нематериального, волнового, или материального, корпускулярного. Именно исходя из определенного восприятия мира у человека со временем формируются соответствующие его закономерности, причинно-следственные связи, место индивида в окружающей реальности, ценностные ориентации, мотивы и цели поведения.

Действительно мотивы поведения как своеобразный индикатор указывают на восприятие осужденным мироустройства, его ценностных ориентации и определяют цели его деятельности. Если фиксируется изменение мотивов в позитивном направлении, то тем самым констатируется определенная степень исправления осужденного, что отражает результаты деятельности исправительных учреждений и должно являться ориентирующей для них обратной связью.

Условиями успешного выполнения профессиональных задач администрацией исправительного учреждения являются установление у осужденного полного доверия в процессе педагогико-психологической работы с ним и возбуждение непременного интереса к результатам работы по позитивному изменению его внутреннего мира. Если доверие, возможно установить при помощи искреннего отношения к субъекту и его проблемам (что само по себе предполагает критический профессиональный отбор), то интерес формируется в том случае, когда осужденный будет наглядно убежден в действительности предлагаемой ему картины мироустройства, где все и вся взаимосвязано и обусловлено. Можно сказать, что полное осознание всеобщих закономерностей бытия является критерием реального исправления субъекта.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Анализ условий организации проблемного обучения в начальной школе
На уроках по двум основным учебным дисциплинам — язык и математика — дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совс ...

Общая наука о человеке как основа педагогики
Все вальдорфские учителя перед началом работы в школе должны были пройти курс лекций "Общая наука о человеке как основа педагогики" о связи важнейших душевных функций человека с физиологическими процессами. "Эту книгу можно назвать сборником упражнений, научным текстом для медитации… ...

Внеклассная работа по изучению функциональных стилей
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенг ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru