Понятие, этапы и критерии исправления

Страница 2

Системный подход к достижению целей наказания требует также установления определенных критериев, которые бы являлись элементами обратной связи в процессе исправительного воздействия и определении его результата.

В уголовном законодательстве прямо не указываются критерии исправления осужденного. В случае досрочного освобождения от уголовной ответственности или наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания или освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью, в законодательстве указываются опосредованные критерии, характеризующие в определенной мере степень исправления осужденного.

Приведенные выше признаки не могут в достаточной мере свидетельствовать о степени исправления, поскольку они нередко вытекают из внешней регуляции поведения лица, вызываемой специфическими условиями его содержания при осуществлении карательно-воспитательного воздействия. Поэтому данные критерии могут существенно не затрагивать внутренний мир осужденного и причинно-мотивационную сферу его деятельности, что именно способно дать определенные гарантии реального прогнозирования характера дальнейшего поведения субъекта.

Пока не будет выявлен мотив его устремления, никто и ничего не может утверждать о степени «исправления», ведь возможен вариант «графа Монте-Кристо», когда человек старается освободиться для того, чтобы рассчитаться с потерпевшим самым изощренным или жестоким образом.

Здесь возникает вопрос о возможности или достоверности «прогнозирования» поведения человека вообще. Сложность человеческой организации не означает невозможность понять его поведение вообще. Человека можно рассматривать как систему, взаимодействующую с внешним миром. Но проблема не только и даже не столько в том, что такие критерии невозможно увидеть в материальной форме или они могут сознательно скрываться субъектом, а в том, что последний нередко и сам не знает первопричин своего поведения, намерения или отношения к жизненным ситуациям или внешнему миру в целом.

При таких обстоятельствах преступное поведение объясняется им самим или правоприменителем чрезвычайно поверхностно, без отражения его внутреннего содержания и действительно истинных побудительных моментом. Примером может служить объяснение убийства или иного преступления «по пьянке», из-за ревности, мести и т.д. В результате не определяются истинные причины и мотивы поведения на стадиях уголовного судопроизводства, а в такой ситуации вряд ли можно ожидать их устранения из дальнейшего поведения в процессе отбытия уголовного наказания (кроме случая личностного роста и самоосознания своего поведения).

Возникает вопрос разделительного критерия мировоззрения и системы ценностей лица, ведущих к правопослушному или преступному поведению индивида. Основополагающим признаком принципиально отличных систем мировоззрения можно считать восприятие мира как нематериального, волнового, или материального, корпускулярного. Именно исходя из определенного восприятия мира у человека со временем формируются соответствующие его закономерности, причинно-следственные связи, место индивида в окружающей реальности, ценностные ориентации, мотивы и цели поведения.

Действительно мотивы поведения как своеобразный индикатор указывают на восприятие осужденным мироустройства, его ценностных ориентации и определяют цели его деятельности. Если фиксируется изменение мотивов в позитивном направлении, то тем самым констатируется определенная степень исправления осужденного, что отражает результаты деятельности исправительных учреждений и должно являться ориентирующей для них обратной связью.

Условиями успешного выполнения профессиональных задач администрацией исправительного учреждения являются установление у осужденного полного доверия в процессе педагогико-психологической работы с ним и возбуждение непременного интереса к результатам работы по позитивному изменению его внутреннего мира. Если доверие, возможно установить при помощи искреннего отношения к субъекту и его проблемам (что само по себе предполагает критический профессиональный отбор), то интерес формируется в том случае, когда осужденный будет наглядно убежден в действительности предлагаемой ему картины мироустройства, где все и вся взаимосвязано и обусловлено. Можно сказать, что полное осознание всеобщих закономерностей бытия является критерием реального исправления субъекта.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Образовательный процесс в ДОУ как среда развития субъектности ребенка-дошкольника
Часть 1. Наблюдение за деятельностью детей на примере трудовой деятельности. Понаблюдайте за трудовой деятельностью детей данной возрастной группы и определите уровень развития субъектных свойств у дошкольников: 1 — отсутствие свойства; 2 — низкий уровень развития свойства (ведущая роль взрослого); ...

Упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...

Эвристический метод
Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих уме ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru