Особенности развития и воспитания младших школьников

Новое о образовании » Воспитание и развитие личности ребенка » Особенности развития и воспитания младших школьников

Страница 2

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершен­ствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые свя­заны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают не­точности в определении их сходства и различия, зачас­тую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы "з" и "е", цифры "6" и "9". На одном из уроков математики мы были свидете­лями того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности вос­приятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как уже отмечалось, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, свя­занная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60—70-е годы повысить теоретический уровень образо­вания в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их зна­ний. Это, однако, не снимает задачи развития у млад­ших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обоб­щения, формулировать правила и т.д. Опытами Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целе­направленном развитии у ребят формируются способнос­ти к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскры­вать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происхо­дят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механи­ческая память, причем они сравнительно быстро запо­минают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызыва­ет у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они пред­почитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глу­бокому осмыслению знаний и развития логической па­мяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых уси­лий в преодолении встречающихся трудностей в овладе­нии знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с тру­дом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно форми­ровать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал К.Д.Ушинский:

Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скуч­ные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность.

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В до­школьном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игро­вую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и теперь игра занимает заметное место, они начинают осознавать зна­чение производительного труда, труда по самообслужи­ванию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельно­сти младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность форми­руется осознание своих общественных обязанностей, скла­дывается интерес и стремление к участию в обществен­ной жизни.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской ...

Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. ...

Метод проектов как актуальная проблема периода реформы образования. История проектной деятельности
В современном интегрированном обществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь общением в традиционном достаточно замкнутом социуме: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и имею ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru