Закономерности воспитательного процесса

Новое о образовании » Взаимосвязь цели и содержания воспитания » Закономерности воспитательного процесса

Страница 2

Воспитание на современном этапе предполагает, что результатом его будет свободная, самодостаточная, открытая личность. Дети не должны постоянно ощущать себя объектом приложения чьих-то усилий. Отсюда закономерность: чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.

Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называются частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем, — развития и формирования. Из этого еще раз следует вывод об огромной сложности и многогранности изучаемого процесса. Естественно, закономерности, которые будут проанализированы, не отражают всех связей; они лишь малая часть пронизывающих систему зависимостей.

Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.

Эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения — весь тот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания. Негативное отношение нужно сначала исправить на положительное, а потом, опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, сразу принявший позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у воспитанника с иной точкой зрения. Вот почему мудрая заповедь практической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника — не что иное, как интуитивно понятое действие рассматриваемой закономерности, к выяснению всех действий которой теоретическая педагогика приступает только сейчас.

От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются также специальные воздействия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха, И наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.

От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. И какое же разочарование постигает молодых людей, когда они убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слова и дела! Если воспитание хочет изменять существующую практику в лучшую сторону, то Делать это оно должно очень осторожно и постепенно. Погоня за быстрым успехом незамедлительно покажет несоответствие воспитания и жизни.

От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию свой неповторимый характер. Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия .

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Место и роль художественного образования и воспитания в историческом развитии культуры
Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в един ...

Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...

Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Наше исследование проводилось на базе учебного заведения, школы №11, 2 класс в коллективе 12 человек и 3 класс в коллективе 15 (см. таблицу №1) Таблица №1 Класс количество средний возраст класса количество девушек средний возраст девушек количество юношей средний возраст юношей 2 12 8,7 6 8,2 6 8,5 ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru