Наконец, целесообразно тут же просмотреть справочный аппарат книги, т.е. библиографический список или список рекомендованной литературы, указатели иллюстративного материала, условных обозначений или сокращений, использованных терминов. Все это позволит познакомиться с дополнительной литературой по данной теме, оценить объем и качество использованной автором литературы и, наконец, получить те сведения, которые облегчат понимание содержания книги.
Завершением работы над литературным источником принято считать запись его основного содержания. Грамотная фиксация научного материала, по мнению Т.И. Рудневой, способствует уточнению предмета исследования.
Формы работы с научной литературой:
1. Составление библиографии по проблеме исследования. Для этого просматриваются все справочные издания (словари, энциклопедии). В каталоге библиотеки ведутся поиски в соответствии с заявленной темой. Особе внимание уделяется классической литературе. Только после этого просматриваются специальные журналы. Проводя библиографический поиск по журналам, следует начинать с просмотра содержания тематического указателя за год, который обычно публикуется в последнем годовом номере. В некоторых журналах регулярно публикуются обзорные статьи по разной тематике и новым книгам. Наиболее эффективным, однако, является поиск по библиографическим изданиям. В последние годы выпускаются библиографические указатели, книги, учебники, выпуски статей и базы данных на компакт-дисках. Популярным среди студентов является поиск необходимого материала в Интернете с помощью поисковых служб.
2. Аннотирование. На каждый источник в библиографическом списке готовится карточка (из личного каталога), на обратной стороне которой дается краткое описание содержания работы, чтобы при необходимости можно было быстро найти источник идеи, развиваемой в тексте.
3. Тезирование. В каждом источнике во время работы с ним следует специальными пометками выделить самые яркие факты, идеи, выводы, закономерности для последующего их сопоставления и анализа.
4. Реферирование. Еще раз, перелистывая текст литературного источника, следует своими словами кратко и ясно изложить основное содержание, логику раскрытия идеи, ход мысли, чтобы впоследствии эти логические ходы легли в основу предварительной модели исследования.
5. План – лаконичное изложение главных вопросов, рассматриваемых в публикации, причем в той же очередности. План очень похож на оглавление источника. Может быть простым и сложным, имеющим подчиненные ему вопросы.
6. Конспектирование. Работая с литературными источниками, следует конспектировать прочитанное. В конспект обязательно включается полное название источника и все его выходные данные. Возможно точно воспроизвести текст с цитатами, указав страницы публикации .
Актуально о образовании:
Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависим ...
Определение детской художественно-познавательной
деятельности
Традиции изучения художественно-творческого развития детей и подростков, сложившиеся в 20-е годы XX века на основе научно-практической деятельности ученых-педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, В.Н. Щацкой, были продолжены наиболее влиятельным представителем этой школы, профессором Б.П. Юсовым. У ...
Советская школа до начала 30-х гг
Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осущес ...