Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
В трактовке И. В. Роберта под информационными технологиями понимаются "программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации".
Цели использования информационных технологий:
Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
Мотивация учебно-воспитательного процесса.
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре.
Информационные технологии предоставляют возможность:
сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой) :
Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации могут использоваться учениками для представления их проектов.
Электронные энциклопедии – это аналоги обычных энциклопедий, словарей, справочников. В отличие от бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, используется удобная система навигации на основе гиперссылок, может включать в себя аудио-, видео фрагменты.
Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, примеры рефератов.
Программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное преимущество таких лабораторий – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты.
Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.
Обучающие игры или развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием.
По способу использования информационных технологий выделяют несколько типов уроков:
Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор.
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Из перечисленных компьютерных средств на уроках биологии мной в основном используются презентации, при создании которых большое внимание уделяется иллюстративному материалу. Очень интересны презентации по курсу биологии "Многообразие организмов", где рассматривается биологическое разнообразие животного и растительного мира. Учащимся очень нравятся такие презентации, так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов. На уроках биологии использовались и другие компьютерные средства: электронные учебники, программы-тренажеры, тесты и кроссворды.
На уроках биологии мною активно используются кроссворды, составленные в программе Excel (приложение 1, приложение 2, приложение 3), при завершении изучения отдельных тем дети самостоятельно составляют кроссворды. Кроссворды теперь это не только развлечение, но и способ проверки знаний или развития творчества. Эти удивительные задания развивают память, образное и логическое мышление (ведь приходится анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать нужное слово), творческое воображение, и, конечно, улучшают словарный запас ребенка, учат запоминать слова правильно.
Актуально о образовании:
Способы контроля достижения уровня образовательного стандарта по химии
Полноценность общего среднего химического образования с точки зрения соответствия его содержания целям образования, содержанию базовой науки и времени, отводимому на изучение химии Базисным учебным планом, призваны обеспечить «Обязательные минимумы содержания по химии для основной и средней (полной ...
Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей
младших школьников
Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта уча ...
Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных
старшеклассников
Анализ научной литературы позволил определить педагогическую поддержку личностного саморазвития одаренного старшеклассника как целенаправленную педагогическую деятельность педагога, направленную на конструктивное решение проблем в саморазвитии одаренных старшеклассников. Результаты теоретической ан ...