Общая наука о человеке как основа педагогики

Новое о образовании » Философские основы вальдорфской педагогики » Общая наука о человеке как основа педагогики

Страница 2

В своих трудах Штайнер многократно подчёркивает, что только его представления о человеке и мироздании единственно верны: "…Наука с неизбежностью впадает в заблуждения, если не будет следовать руководству оккультной науки, которая всегда укажет ей правильный путь к тому, что может быть открыто с помощью физического исследования" ; "Все обучение в будущем должно быть построено на реальной психологии, почерпнутой из антропософского миропознания"; "Внешней науке нечего сказать об этом; ответ может дать только антропософски ориентированная наука" .

У вальдорфской педагогики, как у любой идеи, есть не только сторонники, но и критики. Вот что писал о Штайнере русский философ Н. Бердяев: “Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штайнер. Ни одного луча, падающего сверху. Все он хотел добыть снизу, страстным усилием прорваться к духовному миру . Некоторые антропософы производили на меня впечатление людей одержимых, находящихся в маниакальном состоянии. Когда они произносили “доктор (Штайнер) сказал”, то менялось выражение глаз, лицо делалось иным и продолжать разговор было нельзя. Верующие антропософы гораздо более догматики, гораздо более авторитарны, чем самые ортодоксальные православные и католики . ” .

Семен Франк: “В двух формах происходит, в области учений о душе, устранение научного знания: в форме наивной фальсификации науки через безотчетное, сумбурное ее смешение с религией и мистикой и в форме сознательного отрицания науки. Первое мы имеем в столь популярных ныне оккультических и теософских учениях о душе, которые сами именуют себя сокровенной наукой (“Geheimwissenschaft” Штейнера!) . За всем тем остается несомненным, что так, как по большей части ведутся исследования этого типа, они представляют невыносимую смесь объективных наблюдений с субъективной фантастикой и, главное, основаны на грубейшем смешении науки с мистикой, одинаково искажающем ту и другую и ведущем к каком-то противоестественному супранатуралистическому реализму”.

Еще один русский философ и педагог, блестящий знаток европейской философии Василий Зеньковский замечает, что: “Штейнер всецело во власти сумбурного подсознания, его сознательная мысль архаична и инфантильна, для научно-философского и мистического эзотеризма он вечно остается непосвященным. Штейнер грезит и видит сны; но бывают “вещие сны” и бывает бред. Примером такого бреда может служить христология Штейнера”.

Николай Лосский: “Все это учение переполнено сведениями о природе Солнца и различных планет, о различных духах, населяющих их, о влиянии на душу умершего человека, сведениями явно фантастическими, выходящими за пределы доступного человеку опыта и обнаруживающими свою несостоятельность, поскольку некоторые из них противоречат общим достоверно известным принципам строения мира. Например, Штейнер утверждает, что горящие газы находятся только на периферии Солнца, а внутри его нет ничего материального, даже пространства. Трудно понять, как мыслит человек, способный говорить о шаре, у которого периферия пространственна, а внутренность не то чтобы пуста, а совсем не пространственна! ”.

Отношение Ивана Ильина к антропософии высказано в его письмах: “Уничтожающее дружное противодействие нас всех системе Штейнера, [которая] через насилие над душами своих адептов чинит насилие над добрым именем и честью всех мыслящих свободно - есть наш общий безусловный долг и акт самосохранения! . [Нужно организовать] дружное противодействие против лже-идейного первоисточника, т.е. против организованной анти-культуры штейнерианства, ибо иначе последуют без числа и меры новые факты попрания личностей и идей . Выдвигаемая Штейнером “Антропософия” - учение враждебное и настоящей философии, и подлинному искусству”.

“В одном из писем Блоку А. Белый пишет, что в 1904 году Булгаков сказал ему: “Теософия это еще ничего. Сейчас нас ожидает уже настоящая тьма - Штейнер! ” .

Т. о. духовность и "высшие миры" Штайнера чужды русскому менталитету, вот уже тысячу лет воспитывающемуся на христианских идеалах. К тому же у нас есть немало своих замечательных педагогов, таких как Пирогов, Одоевский, Ушинский, Тихеева, Водовозова Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили и др., идеи и методы воспитания которых не мешало бы почаще вспоминать и претворять в жизнь.

Конечно, для тех, кто придерживается мировоззрения Штайнера, вальдорфская педагогика имеет право на существование.

Утверждая, что антропософские взгляды не прививаются ученикам, Карлгрен (повторяя Штайнера) много говорит о свойственной детям подражательности окружающим их взрослым: "Разве так уж неестественно, что влияние некоторых учителей на детей … простирается вплоть до области мировоззрения. … Конечно, вальдорфские учителя… не в силах противостоять тому, чтобы их ученики бездумно перенимали у них … весь строй мыслей, ведь любое воспитание – это в определённой мере влияние". Это при том, что все учителя должны быть убеждёнными антропософами (прим. автора). "Главное, чтобы педагоги, неизбежно влияя на учеников, … всё же способствовали развитию, совпадающему с их собственными личностными пристрастиями" (Карлгрен).

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Сущность самостоятельности как интегративного качества личности
Самостоятельность - понятие, которое достаточно часто встречается на страницах публикаций, посвященных человеку. Им оперируют философы, общественные и государственные деятели, писатели, люди искусства, политики, социологи, а также психологи и педагоги. Практически в любой теории или концепции, каса ...

Разделение студентов по группам на основе анализа их познавательной самостоятельности
Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенным образом отразилась на социокультурные позиции учителей. Состоялось движение механизма саморазвития школы; оказалось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности. Центральной, если не гл ...

Социокультурные факторы, влияющие на становление интеллекта
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место. Социокультурная среда, таким образом, понимается как мно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru