Агрессивность в общих чертах понимается как устойчивая черта личности, для которой характерно целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Рассмотрев понятие агрессии и агрессивности, следует обратиться внимание на явление детской агрессивности, чтобы раскрыть суть этой проблемы, необходимо ознакомиться с мнениями некоторых авторов.
Т.М. Трапезников, занимающийся проблемой детской агрессивности в отечественной науке, предлагает рассматривать данное понятие, как мотивационное, деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Е.Минаева считает, что явление детской агрессивности можно охарактеризовать как атакующую направленность энергии против чего-либо. Так же педагог подмечает, что существует гендарная обусловленность уровня детской агрессивности. В хоте социально-педагогических исследований Е. Минаевой были установлены источники детской агрессивности, к числу которых автор предлагает относить:
ü Переизбыток энергии
ü Подавленность, напряженность, стресс, неуверенность (агрессивность, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, может явиться, следствием напряженных семейных отношений);
ü Эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод (данное явление, возникающее в семье, может негативно повлиять на становление человеческого характера).
Иной точки зрения придерживается Н.М. Степина, которая определяет данное понятие как акт враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность, по мнению автора, есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред отдельной личности или обществу.
В контексте рассмотрения данной проблематики следует определить понятие детской агрессивности, суть которой заключается в нарушении общепринятых правил уставленных построения социальных взаимоотношений с применением физического или психического ущерба одним ребенком другому.
Психолог А.В. Петровский, рассматривает детскую агрессивность с точки зрения социально не желаемого поведения, для которого характерно защита собственных интересов с помощью физической силы.
Несколько иначе видит это понятие В.В. Бурцева, которая, считает детскую агрессию, как склонность ребенка, нападать на других людей, оскорблять их словом и делом.
Л.В. Мардахаев, разделяет вышеуказанные позиции, и дополняет его некоторыми качественными характеристиками. По его мнению, детская агрессивность – это форма поведение, при которой ребенок стремится причинить физический вред окружающим его людям.
Анализируя, изученный материал по проблеме детской агрессивности, мы пришли к выводу, что данное понятие является разноплановым и неоднозначным, формирующиеся на протяжении нескольких лет, начиная с младенчества.
Актуально о образовании:
Проблемы внедрения и возможные пути развития личностно-ориентированного
обучения
"Индивидуализация", "дифференцированное обучении", "личностно-ориентированное образование" - все это понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. И все-таки проанализируем, как эти понятия "работают" на п ...
Первоначальное формирование личности человека
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период среднев ...
Общая характеристика целей воспитания
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности. Цель воспитания как социального явления — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личност ...