Понятие об эмоциях и чувствах

Страница 1

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное. Рассудочное отношение к ним, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи нравится. Другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к других равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к разным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

Чувствами или эмоциями называют переживания человека своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Но слова «чувства» и «эмоции» в сущности, отличаются друг от друга. Собственно чувство долга, чувство ответственности, чувство коллективизма и т.д.)- это более сложное, постоянное, устоявшееся от ношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, - вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, взывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоциональный рассказ педагога или эмоциональный насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у детей, а в этом состоянии и восприятие обострено. Скучное занятие вызывает апатичное состояние, дети на таких занятиях плохо воспринимают материал.

Внешнее выражение эмоций.

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, т.к. кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение. Сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). По мимике и пантомимике мы и судим о переживаниях человека.

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим.

Менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживая их, эмоции и вообще могут не проявиться внешне.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников. Писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависим ...

Роль воспитателя при работе в центрах активности
Материалы и оборудование размещаются в специально организованных местах, наличие которых побуждает детей к игре и занятиям. В группе размещаются следующие центры: сюжетно-ролевой, строительства, литература, искусство, манипулятивный, песок и вода, наука. В центрах содержатся разнообразные материалы ...

Постановка дидактических целей и методика подготовки урока по модульному обучению. Оценка знаний учащихся
Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru