Подходы к музыкальному развитию детей в зарубежной литературе

Новое о образовании » Эмоциональные проявления детей на музыкальные произведения » Подходы к музыкальному развитию детей в зарубежной литературе

Страница 2

Взаимоотношения между детьми и взрослыми сводятся к тому, что последние должны стремиться к воспроизведению детских художественных переживаний.

В противоположность М.М Монтессори, Д. Дьюи не разыгрывает во времени выполнение двух целей – обеспечение условий для биологического формирования и накопление социального опыта ребенка. Дьюи определяет цели обучения, исходя из четырех основных человеческих инстинктов. Один из них сформулирован как инстинкт художественного выражения. Предполагается такой путь художественного развития ребенка, который обуславливается практической деятельностью ребенка и его опытом. Опыт ребенка рассматривается как его личные переживания, деятельность его не организуется взрослым, а движется «собственным стремлением».

Среди западных деятелей педагогики и психологии есть и противники этих взглядов. В своей книге «От действия к мысли» французский ученый Анри Валлон подчеркивает, что «ребенка нельзя рассматривать отдельно от среды, в которой происходит его рост и которая окружает его с самого рождения. Мир, к которому ребенок должен приспосабливаться, с которым он сообразует свою деятельность и свои впечатления, не является своего рода миром в себе вечным и неизменным».

Итак, и в теории зарубежной педагогики вопрос о взаимодействии социальной среды и процесс биологического созревания ребенка для художественной деятельности ставится и решается по-разному: с позиции полного игнорирования социальной среды (Фрейд); путем установления такой последовательности задач, при которой все внимание обращается сначала на содействие биологическому развитию ребенка и потом только на подведение его к накоплению социального опыта (Монтессори); в основу воспитания ставится художественный опыт ребенка, но он по существу является продуктом личного переживания субъекта, а не результатом его встреч с внешней средой (Дьюи); процессу художественного развития ребенка дается биогенетическое толкование (Вейсмантель и др.). однако при внешнем разнообразии толкований у всех этих теорий одна идеалистическая методология. Эти теории противоречат законам художественного развития личности ребенка.

Вопросы музыкального воспитания и развития ребенка широко освещены в зарубежной литературе. Известные авторы охарактеризовали свои точки зрения на проблемы музыкального развития ребенка, исходя из различных философских и психологических концепций: прагматизма (Фостер Мак Мюррей), реалистической философии (Гарри С. Броуди), социологии (Джон Х. Мюллер), гештальтпсихологии (Луис П. Торп) и т.п. Ответная реакция ребенка на музыкальные произведения может быть рассмотрена в физическом (чувственном), эмоциональном и умственном аспекте.

Луис П. Торп, взяв за основу гештальтпсихологию, обосновывает характер руководства развитием музыкального восприятия ребенка. Гештальтпсихология легко и естественно соотносится с музыкальным воспитанием. Ведь её саамы главный принцип – целостность, динамичность психических процессов. Это соответствует природе музыки. Ее всегда воспринимают лишь целостно, все ее элементы зависят от целого. Л. Торп делает вывод: учить надо лишь целостным методом. Музыка должна восприниматься ребенком лишь в самой общей суммарной форме.

Музыкальность выражается в виде спонтанных проявлений каждого ребенка в меру его врожденных способностей. Роль взрослого – это осторожный советчик и наблюдатель детских самостоятельных проявлений.

Э. Виллемс (Франция) не считает возможным строить теорию музыкального воспитания в соответствии с положениями гештальтпсихологии. Выделение отдельных средств музыкальной выразительности не снижает эмоциональной реакции на музыку. В музыкальном восприятии важны и его целостность, и его дифферентность.

Развитие музыкальности, по Марселлу, происходит эволюционным путем. Наиболее важная и характерная его черта – преемственность, названная им «развивающейся линией». Существуют различные уровни развития музыкальности, позволяющие в разной степени, эмоционально отзываться на музыку и осознать её.

Все психические процессы, связанные с музыкой, остаются теми же на разных этапах развития в смысле их единой сущности. Марселл образно сопоставляет их с природными явлениями: «Дубовое дерево остается дубом от первого ростка желудя до его величественной зрелости». Он устанавливает единство двух понятий и терминов: роста и развития. Д. Марселл хороший знаток своего дела. Он утверждает, что внутренний свободный мир музыкальных переживаний ребенка является определяющим по отношению к музыке и, одновременно признает объективность ее эстетических качеств, ее общественное назначение.

Проблема взаимосвязи художественного, и в частности музыкального, воспитания и развития, решается в рассмотренных работах с позиций, которые не позволяют прийти к верному решению.

Страницы: 1 2 


Актуально о образовании:

Возникновение методики обучения биологии в древности
Становление методики обучения можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержа ...

Применение интерактивных форм, методов и приёмов на уроках технологии
Скажи мне - и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения: игра как средство интерактивного обучения; личностно-ориентированный подход; проблемно-задачный подход; ИКТ как приём представления матер ...

Основные проблемы «трудных детей»
«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непон ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru