Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни

Страница 6

1) реальная, где есть ограничения на активность;

2) фантомная, где ограничения очень строгие и без их соблюдения просто невозможно существование;

3) живая, настоящая (мо­жет быть, лучше слово – полная), где ограничения не ощуща­ются, их как бы и нет, единственное ограничение – собствен­ное тело. Он уже умеет действовать в этих проявлениях: умеет слушаться (это реальная жизнь); умеет бояться, ну, например Бабы Яги (это фантомная жизнь); умеет веселиться, играть (это полная жизнь).

Недаром взрослые называют будни серыми и очень хотят праздника (для души); очень рано, может быть, слишком рано разные проявления жизни, словно краски на палитре, занимают свои места, а чтобы смешать их, надо иметь достаточную лю­бовь к жизни, чтобы жить каждый день с вдохновением.

Недаром это – редкое искусство, ведь так рано ребенок по­стигает, говоря языком науки, неоднородность собственной ак­тивности, ее дискретность и обусловленность.

В то же время нормальный ребенок, переживая это как экзи­стенциальную тоску, способен преодолеть ее в творчестве своей жизни. Да, не побоюсь этих слов, вместо того чтобы употребить слово "самовоспитание". Они, пяти-семилетние, способны на эксперименты над собственной жизнью, пусть кратковремен­ные, не всегда результативные, но уже делают это. Так развивает­ся воля. Не хотел идти, а пошел. Не потому, что уговорил кто-то, а сам себя заставил. Боялся темноты, не мог зайти на кухню, где был выключен свет, убедил сам себя и пошел. Сам выкопал ямку на дороге, чтобы труднее было ехать на велосипеде – про­бовал свое умение. Разбив в кровь коленки, не плакал, а жалел, что придется потерять время и не ездить на "необъезженном ве­лосипеде".

Возраст, о котором идет речь в данном реферате, во многих описаниях и клас­сификациях состоит как бы из двух: старшего дошкольного и младшего школьного. Ни в коей мере не принижая значения та­кого важного события, как поступление в школу, посмотрим на этот период жизни ребенка с точки зрения тех задач развития, которые он решает сам, как бы относительно независимо от места его конкретного пребывания – детский сад это, школа или семья.

С повышенной чувствительностью к воздействиям дру­гих людей ребенок приходит к середине детства. Расширяется его социальное пространство отношений с разными людьми – кроме семьи значимыми становятся отношения с соседями и школой.

Возможность экспериментировать с собственным Я и не-Я, создающаяся в середине детства, переживание дифференциро­ванных отношений (свои – чужие) с людьми создает условия для осознания границ собственного психологического простран­ства. Это осознание происходит очень сложно и связано с воздей­ствием на его разные свойства – собственно психологические и телесные.

Механизм идентификации является не только историческим, но и актуальным психическим механизмом (наряду с некоторыми другими) любого морального выбора и действия. Однако идентификация у взрослой, сформировавшейся личности на уровне сознания или совсем не воспроизводится, или же в какой-то степени осознается только в ситуациях моральных конфликтов и принятия решений. Идентификации могут осознаваться и в тех проблемных ситуациях, когда принимаемые решения не носят морального характера, однако личность по тем или иным причинам (например, вследствие отсутствия опыта и навыков) не в состоянии принимать самостоятельные решения. Иначе говоря, механизм идентификации участвует в процессах принятия моральных решений на уровне сознания только тогда, когда личность вообще или в определенном аспекте осталась на уровне идентификации. При этом могут наблюдаться идентификационные фиксации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Актуально о образовании:

Специфика специализированного технического образования
С древних времён Россия славилась своими кружевами. Первое упоминание о них относится к XIII веку. Старинные образцы русских кружев сплетены из крученных золотых и серебряных ниток и цветного шёлка. Ими отделывались церковные и светские одежды. В Кукарке кружевное дело зародилось в XVIII веке. Суще ...

Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...

Внеклассная работа по изучению функциональных стилей
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенг ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru