Съезд химиков явился толчком к дальнейшему движению, в частности к созданию периодического закона. Менделеев писал: «Главное понятие, с которым возможно приступить к объяснению периодической закономерности, состоит именно в коренном различии представлений об элементах и простых телах… Понятия и слова «простое тело» и «элемент» нередко смешивают между собою . Простое тело есть вещество, металл или металлоид, с рядом физических признаков и химических реакций . Под именем элемент должно подразумевать материальные составные части простых и сложных веществ…»
Этим понятием мы пользуемся и в настоящее время, хотя физический смысл его объясняем на основании современных представлений о строении атома.
Презентация элементов 1–3-го периодов
Выберите интересующий вас элемент.
Выбираем элемент углерод 6С.
На примере углерода учитель объясняет различие понятий «элемент» и «простое вещество».
Углерод – это элемент, который существует в природе либо в виде алмаза, известного всем драгоценного камня, либо в виде не менее известного графита. Углерод – один из немногочисленных элементов «без роду, без племени». История общения человека с этим веществом уводит во времена доисторические. Имя первооткрывателя углерода неизвестно, неизвестно и то, какая из форм элементарного углерода – алмаз или графит – была открыта раньше.
Люди не сразу пришли к пониманию того, что благороднейший алмаз и невзрачный уголь – близнецы. Между тем, установить это было совсем просто: в один прекрасный день с помощью линзы сконцентрировали солнечные лучи на кристаллике алмаза, помещенного под стеклянный колпак. Алмаз . сгорел, а под колпаком образовался углекислый газ – тот же самый, что образуется при горении угля.
И графит, и алмаз состоят из одинаковых углеродных атомов. Любой кристалл алмаза, даже огромный, шестисотграммовый «Куллинан», – это по существу одна молекула, состоящая из идеально упакованных атомов углерода.
Особенности молекулярного строения объясняют огромную разницу в свойствах графита и алмаза. Графит мягкий, легко расслаивается, алмаз – самое твердое вещество в природе.
Графит отлично проводит тепло и электричество, алмаз — изолятор.
Графит совершенно не пропускает света, алмаз прозрачен.
Существует более 6,5 млн веществ, называемых органическими. Что их объединяет? Представьте себе, во всех органических веществах обязательно есть элемент углерод!
Углерод – алмаз
Прозрачные кристаллы, после огранки превращаются в бриллианты.
Решетка кубическая, а = 3,5 нм.
Углерод – графит
Вещество черного цвета с металлическим блеском.
Решетка гексагональная, а = 2,45 нм, с = 6,7 нм.
Проверка усвоения знаний
Натрий 11Na – элемент и вещество. Просмотрите презентацию и определите, где речь идет об элементе, а где о веществе.
Натрий по своей распространенности в природе занимает 6-е место среди элементов. Присутствует в атмосфере Солнца и в межзвездном пространстве. Содержание натрия в земной коре – 2,3%, в морской воде – 1,05%.
Натрий входит в состав человеческого организма, в крови содержится около 0,6% NаСl. Осмотическое давление крови поддерживается на необходимом уровне в основном за счет хлорида натрия.
Наибольшее количество натрия связано в соединении с хлором. Соль, или, как ее называют химики, хлорид натрия, образует мощные отложения. В год каждый человек с пищей потребляет от 8 до 10 кг соли. Недаром говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, это не так уж много и по весу, и по времени: за год вдвоем и будет съеден пуд (16 кг) соли.
Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из морских вод, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м. Так велико количество соли!
Актуально о образовании:
Виды и формы детской агрессивности
Классификация видов детской агрессивности, предложенная Голованова Н.Ф, включает в себя следующие компоненты: Разделение по направленности на объект, к числу которых автор относит: • гетероагрессия - характеризуется активной направленностью на окружающих; • аутоагрессия - характеризуется направленн ...
Получение результатов наблюдений при моделировании
Изложив приемы построения и эксплуатации имитационных моделей, рассмотрим теперь важный вопрос, касающийся получения результатов наблюдений при моделировании. Поскольку моделирование представляет собой эксперимент, получаемые результаты наблюдения должны быть статистически независимы и одинаково ра ...
Анализ проведённой работы
Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа ...